interam (interam) wrote in intera_m,
interam
interam
intera_m

Методы толкования снов

сон_2

1. Фрейд:

Анализ сновидения — это деятельность, обратная «работе сновидения». Если «работа сновидения» из неявных мыслей делает явные, но запутанные образы, то толкование, наоборот, расшифровывает их и приходит к скрытым за ними мыслям, которые оказываются мыслями, обслуживающими наши заветные (и запретные) желания или конфликт желаний.
Поэтому все сновидения по степени участия в них «работы сновидения» и цезуры были поделены Фрейдом на две основные группы:

• сновидения без цензуры — чаще всего это детские сны, где дневное желание ребенка предстает в неприкрытой форме (например, ребенку снится, что его взяли в цирк) или сны взрослых, в которых они испытывают сильное, но не запретное желание (например, жажда может привести к сновидению, в котором сновидец купается в бассейне и пьет прохладительные напитки)

• сновидения, искаженные цензурой, — это уже сны, в которых желание не может показать себя «как оно есть», а прячется за разными искажениями. Причем страшные сны, по Фрейду, это сны, в которых цензура не справляется с запретными желаниями (то есть «работе сновидения» не удается как следует их завуалировать) и поэтому прибегает к последнему средству — страху, чтобы отвратить сновидца от «запретного плода».

Толкование сновидений в психоанализе является комплексным действом, включающим анализ (разложение сновидения на элементы, фрагменты) и синтез (выстраивание свободных ассоциаций к каждому фрагменту, чтобы обойти цензуру и докопаться до скрытых мыслей и желаний).

2. Юнг:

Толкование сновидений оказывается одним из способов «общения» с образами, в облике которых предстают психические комплексы. А добраться до этих образов можно разными путями. Вот основные:

• интерпретация — самый известный способ. Однако жесткая, однозначная интерпретация образа или последовательности образов — явление крайне редкое; обычно же используются другие процедуры
• активное воображение: направленное и свободное (когда образы описываются словами, оставаясь во «внутреннем плане»переживающего их человека),
• экспрессивные техники: выражение образов в рисунке, лепке, подробном словесном описании и т.п.
• ассоциирование — использование свободных или направленных ассоциаций, восстановление контекста образов
• амплификация: расширение контекста образов за счет обращения к сказкам, мифам и т.п.; нужно подобрать сходные сюжеты и образы в уже имеющемся культурном арсенале (литература, сказки, мифы, религиозные сюжеты и т.д.).
• феноменологический подход — наиболее используемый подход, заключающийся в максимально полном и ярком проживание и переживание самих образов.

Поэтому при толковании сновидений (как и при толковании любого образного материала) учитываются три главных «уровня» психики:
• личностный (все то, что сам сновидец думает и чувствует по поводу фрагментов сновидений и сна в целом). На этом уровне решается, относится ли увиденный персонаж к внешнему окружению (объективный аспект сновидения) или этот персонаж представляет собой некую психическую силу самого сновидца (субъективный аспект сновидения);
• культуральный (это система представлений и отношений, которые навязаны сновидцу тем обществом, в котором он живет, например, представление о левостороннем или правостороннем дорожном движении);
• архетипический (это уровень представлений, который человек несет в себе как существо, принадлежащее к определенному роду живых существ). Тут на первое место выходят мифологические и сказочные персонажи и ситуации. Выявление материала с этого уровня психики, как правило, связано с очень сильными эмоциями и ощущением того, что происходит что-то предельно важное и значимое.

При толковании сновидений каждый раз решается индивидуально, какой именно уровень и какой аспект был затронут в сновидении. В зависимости от этого выстраивается понимание актуальной ситуации сновидца (например, выясняется, на что сновидение ориентировано больше — на прошлое, будущее или настоящее и т.д.).

3. Гештальт-психология:

Любой персонаж сна — это Вы, любой элемент сна — это Вы. Вы можете быть цветком у дороги, дорогой, машиной и педалью газа. Более того, они и есть Вы. Все это множество персонажей условно называют «субличностями». Субличность — это некоторая чувственная форма (образ), голос, которым она может говорить или не говорить, эмоции и даже некоторая «жизненная позиция».

Интерпретация сна происходит с помощью обращения, разговора с каждой субличностью вашего сна. Сновидящий становится по-очередно каждым из персонажей и этому персонажу задаются различные вопросы.

4. Онтопсихология:

Онтопсихологическая интерпретация построена на противопоставлении двух внутренних «голосов» (инстанций) в психике человека.
• С одной стороны, это голос вашей предельно позитивной психической инстанции — сущности (Ин-се).
• С другой стороны, это искажающие голос Ин-се негативные влияния усвоенных в ходе жизни социальных стереотипов, норм и правил (монитор отклонения).

Эта оппозиция позитивности и негативности зашифрована как в самих образах сновидения, так и в их соотношениях.

5. Психодрама:

Сновидение разыгрывается группой людей, как пьеса в театре. Человек, видевший сон, исполняет главную роль. Остальные участники играют роли животных, предметов, людей , увиденных в сновидении. Возможности этого метода заключаются в том, что чувства воплощаются в персонажей и человек может посмотреть на них со стороны и исследовать свой внутренний мир.

Так как психодраматический процесс происходит в пространстве и в действии, то человек попадает внутрь себя. Он видит свои чувства и ощущения, разговаривает с ними, может потрогать руками. Во время работы над сновидением человек также получает возможность увидеть свои проблемы глазами других людей, и все это помогает скорее избавиться от отрицательных и травмирующих чувств. С помощью психодрамы можно экспериментировать с различными всевозможными и невозможными вариантами будущего.

Когда человек стоит перед выбором, у него всегда есть возможность проиграть варианты развития событий. А это означает возможность справиться с внутренними страхами и стереотипами, разобраться со своими ценностями и убеждениями, но кроме этого лучше понять и чужие взгляды на жизнь.

6. Процессуально-ориентированная психология:

Мы описываем свое реальное тело всякий раз, когда говорим: «Мое тело чувствует то-то и то-то», и обычно мы отождествляем себя с реальным телом. Сновидящее тело или тело сновидения – это переживание, которое случается с нами или нашим телом. Например, мы можем сказать, что плохо себя чувствуем из-за сильной головной боли («голова раскалывается»). Это выражение показывает каким образом реальное тело переживает сновидящее тело, например, раскалывающийся характер головной боли. Минделл называет их переживаниями сновидящего тела, потому что в образах сновидений можно найти отражение любого телесного симптома или боли. Формулируя это по-другому, можно сказать, что наше тело сновидит.

При сосредоточении на телесных переживаниях и их усилении, они всегда оказываются отраженными в сновидениях, которые у нас были до появления симптомов.

Чаще всего реальное тело воспринимает себя в качестве жертвы переживаний сновидящего тела. Впервые мы замечаем сновидящее тело как расстройство реального тела. В наших сновидениях оно предстает в виде персонажей или ситуаций, которые бросают вызов нашим личным самоотождествлениям. В жизни мы можем проецировать его на других людей.

Если мы можем отождествиться со сновидящим телом, то это дает возможность по-новому взглянуть на ситуацию, а в случае телесного симптома – перестать испытывать боль.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments